Автор Сообщение

<  Япония 2011 Япония 2011  ~  Японский восход

СообщениеДобавлено: 9 окт, 2011, 17:25
Аватара пользователяРот не закрываетсяСообщения: 1785Откуда: МоскваЗарегистрирован: 8 апр, 2004
Начало запланированного мероприятия: 2011-10-07 20:00. Окончание: 2011-10-19 17.30.
Поездка в Японию для нас насколько долгожданная, настолько же и неоднозначная. Билеты были "куплены" еще в ноябре 2010 года, когда Аэрофлот тихой сапой собирался провести девальвацию миль. Так что нам даже удалось взять места в бизнес. Приятно шикануть и лететь 10 часов в удобных креслах. Особенно если тебе это обходится всего лишь в лишние 25 тысяч миль.

Одна беда – почти 9 месяцев "сборов" так и не привели ни к какой определённости. Сподвигнуть меня к планированию смогли только Ирины знакомые, которые, как оказалось, летят в одно время с нами (прилетают на день раньше и остаются несколько на больший срок). Так я узнал, наконец, стоимость виз. Приглашения можно было вымутить за 12 тысяч на двоих. Спасибо моим любимым форумам. Нашлась японская контора, которая взяла на себя полное обслуживание моих запросов и вместе с курьерской службой (которая забрала/отдала мне документы) за визу я заплатил примерно 5 тысяч рублей с человека. Визу мы получили на 15 суток с интервалом для въезда в три месяца.

Следующим пунктом стали попытки забронировать гостиницы. Это заняло прилично времени, так как четкого маршрута не было, да и сама поездка была с неизвестными сроками. Мы меняли даты наших билетов (о, удобство мильной халявы) и решали что и как.

В конце концов план вырисовался. От Токио до Хиросимы. Поездка на остров Хашима в гавани Нагасаки и обратно через Матсумото и Никко до Токио. С гостиницами придумывались самые разные варианты. Например, у expedia я смог получить ваучер на 50 долларов за то, что обратился с их best price warranty (при этом их отель я таки отменил). Успел поймать несколько распродаж Hotels.com. Принял участие в разных акциях и в итоге получил среднюю стоимость гостиницы за ночь около 70 долларов на двоих. Одновременно с этим удалось найти и то, что в Японии будет проходить формула 1, а в один из дней мы можем попасть на традиционный фестиваль в Такаяме.

Еще одна необходимая в активном путешествии по Японии штука – проездной. Стоит он фиксированных денег и даёт право кататься по всей стране на поездах JR. Это не дешево (двухнедельный пасс стоит примерно 16 тыщ рублей с человека или 44 тысячи йен), но может окупиться. Например, добраться из аэропорта до Токио стоит 3 тысячи йен. Из Токио до Нагойи – почти 11. Еще пять мы бы отдали за поездку до Такаямы. Плюс мелкими брызгами электрички до гостиницы в Карии. Фактически, только за первые два дня мы должны были бы заплатить больше 30 тысяч йен с человека. Проездной мы заказали из Англии. Это немного дешевле России, но в плюсах то, что доставляют FedExом и привозят прямо в руки. Да и платить можно карточкой.

Кстати, разница во времени Японии с Москвой всего 5(!) часов. Это при том, что с Владивостоком у нас 7 часов. То есть, фактически, разница во времени как с Иркутском. Обозначает это только одно – солнце встаёт рано и темнеет тоже. Поэтому перемещаться лучше на рассвете.

А вот наличности я почти не взял. Купить успел только 10 тысяч йен. Курс – примерно 4,4 рубля за 10 йен. То есть чтобы получить цену в деревянных – можно просто поделить на два.

День 0. 7 октября

О наших сборах можно уже и не рассказывать. Как обычно – всё в последний момент, но это уже не сильно напрягает. Выезжаем на электричке до Планерной. Наблюдали сезонные миграции и хитрости самых разновозрастных беляков и серяков. Перебежки через вагон с контролёрами, гонка за зайцем и народная мудрость "за двумя зайцами погонишься". Благо в кармане у меня уже лежит распечатка посадочников до Токио (Аэрофлот никак не жалеет принтеры, поэтому пришлось редактировать их бумажку на тёмно-синем фоне). На международном шоссе нас подобрал водитель новенького пассата и добросил прямо до нужного терминала. 45 минут до вылета – мы еще проходим формальности. В зале мы когда всех уже сажают в самолёт. Ну и черт с ними. Duty Free нам не нужен, поэтому просто проходим со своими рюкзачками в салон. Бизнес-класс тут что надо. Огромный. 8 или 10 рядов кресел. Наша проводница Инга сказала, что такой еще ставят на Нью-Йорк. Аэробус А330-200 с камерами на носу и развлечениями на борту. Кормили, поили, водочку под щи наливали и рюмочку коньяку перед сном давали. Замечательно! Кресла раскладываются, конечно, не в кровать, но в достаточно приятную для сна поверхность. Так что мы после плотного ужина отрубились и позавтракали уже над территорией Японии. Смотреть на мониторе как самолёт садится – одно удовольствие. Прямо очень кайфово. Ну и выходить первыми – тоже замечательно. На паспортный контроль приходишь без очереди. Берут отпечатки пальцев, фотографируют. Прикалывают степлером декларацию к паспорту и вперёд в страну восходящего солнца. Страна нам удивилась. Что ж это за туристы такие, что приехали почти на 2 недели с маленьким рюкзачком на человека? Поэтому мой немного перетряхнули в поисках наркотиков или еще чего запрещенного. Не нашли. ;)

День 1. 8 октября

За дверями аэропорта туристов ждали с самыми разными табличками. И русскими тоже. Мы же отправились менять наши ваучеры на проездные. Кстати, кто не в курсе, у японцев своё летоисчисление. Хорошо хоть время и дни обозначаются идентично. Еще одна приятность – на станциях и в поездах все надписи дублируются на английском. Соответственно, ориентироваться в пространстве вполне реально.

Мы сразу взяли билет до Нагойи. В Токио решили не задерживаться. Поезд несколько припозднился и потому оставаться на часок в столице показалось слишком тяжелой задачей. Экспресс до Токио идёт почти час. Еще два часа до Нагойи. Пока это было самое сложное для ориентирования. Шинкансен я нашел далеко не сразу. Уж слишком много путей, обозначений и всего прочего. Главное – мы сели. Из Нагойи решили быстренько рвануть в отель, чтобы бросить вещи. Поездку в Сузуку – отменили. Тратить еще по часу с лишним на дорогу в одну сторону – бессмысленное дело. Мы бы просто заехали туда на часок. Наш отель оказался собственностью одной из крупных корпораций/жд компаний. Так что располагался прямо на вокзале. Благо на нём была не только Миетсу, но и JR станция. Крошечный номер с халатиком, тапочками (хрен влезешь) и разными приспособлениями оказался вполне удобен. Только ходить по нему невозможно. Весь номер – кровать! На закате поехали гулять по Нагойе. Ничего удивительного от этого города я не ожидал. Думал, огромный мегаполис (4-й город Японии как-никак), но реальность оказалась несколько иной. Вот стоит башня этажей эдак 40 высотой. Рядом еще несколько (а-ля Москва-сити), а в двух кварталах от них – двухэтажные деревянные ресторанчики. И всё это не смотрится неправильным. Так и должно быть и небоскрёбы не мешают "лачугам". Попробовали всякие смешные конвертики и треугольнички. Это такие полуфабрикаты. Отдельно рис с начинкой, отдельно листик морской капусты, чтобы заворачивать. Вкусно. Стоит примерно по 110-130 йен за штучку. Бутылка пива – 150. Остальное – пока еще не смотрел.

Поужинать заглянули в какой-то ресторан. Странно, но соевого соуса нет. Есть рис, курица в странных соусах, но соевого – нет. Может мы что-то не знаем об Японии. Ужин получился в 1200 йен на двоих.

Ведь не знали же мы, что одеваются тут просто пипец как. Кривая походка с ногами завёрнутыми внутрь или полуприсядкой тут в норме вещей. При этом девочки не забывают одевать на кривоватые ноги гольфы (еще круче меховые гольфы) и шортики больше похожие на памперс. Еще одна фишка – кружева или какие-то рюши. В общем, трешняк.

Заглянули в магазин с сотовыми и прочими прибамбасами. Самый дешевы iPad2 стоит 44 тыщи йен ну и вообще Япония уже опровергает правило, что все телефоны у них раскладушки. В продаже и на руках уже довольно много привычных смартфонов.

Интересно, что когда едешь на поезде – встречаются люди, которые снимают что-то на фотики в полях. Первый, как мне показалось, ловил кадр с птицами, а второй – нашу электричку. Не знаю. Непривычно как-то это.

Вечером доехали до нашего отеля, выпили чайку и спать.

День 2. 9 октября

Завтрак мог бы быть и более разнообразным, но вполне себе ничего. Выпечка, салат, рисовые треугольники и два вида супа. Всё это вместе с кофе и вкусными йогуртами. После я побежал на вокзал, чтобы взять билет на поезд до Такайамы. Кончились!

Вот ведь, мать вашу! И на все поезда до 12.45 тоже.

Ну что. Будем ломиться в нерезервированный вагон. Альтернативы у нас нет. Обратно ситуация идентичная. Удаётся взять места только на Шинкансен до Киото. Остальное – как получится.

Встаём в очередь на посадку. Только вот мы почти последние. Потому шансов сесть не слишком много. Народная хитрая-наглость. Пройти без очереди в вип вагон (green) и перейти оттуда в non reserved – работает! И вот мы уже сидим в поезде и в ус не дуем. Достаточно много народу стоит в проходе. Фестиваль в Такаяме зрелище интересное. Мы даже как-то на туристические достопримечательности не особенно посмотрели. Интересное оно в первую очередь тем, как японцы умеют радоваться простым вещам. Да, сложные, механические, но куклы. Десять раз они переворачиваются и опускаются в итоге на плечи еще одной кукле. И каждый их переворот вызывает истинный восторг и радость у зрителей. Они счастливы. Весь город превращается в праздничный рой. Все старые дома – магазинчики или рестораны. Везде дают пробовать самые странные продукты, саке или суп. От количества непонятно чего крышу, конечно, срывает конкретно. Они правда наши антиподы. И понять их как-то сложно. Мы пробовали и пробуем, но пока получается слабовато, но очень интересно…

Механические куклы для особенно больших фанатов выставлены в специальном музее, куда мы как-то не особенно возжелали идти. Кроме того, повозки с разными куклами колесят по городу в процессии, запряженные в здоровых мужчин. Это может нравится или нет. Не знаю. Но оригинально – это точно. Ради этого стоило потратить несколько часов в пути. Кроме того, мы насмотрелись на весёлые отношения с детьми. Думаете им всё разрешают? Ну, конечно! Показывают им обрыв реки, толкают туда и тут же ловят. Взрослым весело, а детям... лучше бы такое не разрешали. Еще видели чудесную картинку девочки, которую тащили на спине и кантовали, спящую, как ни попадя. Бедная её голова...

Кстати, хочется сказать про дорогу и поезда. В экспрессе до Токаямы днём еще и объявляют об избранных достопримечательностях. Например, замок в Гифу и какая-то красивая долина. Оно и впрямь красиво и впечатляюще. Спасибо, что будили нас ради таких видов.

Обратная дорога пока ничем не отличается. Разве что грамотные японцы отделили поток в резервед вагон, от нонрезервед. Благодаря этому предыдущий трюк не прокатил. Пришлось воспользоваться сутолокой и ввалиться в поезд так. Японцы не протестовали. Хотя, думаю, в душе нас многие готовы были и сейчас желают убить.

Дальше, надеюсь, нормально поужинаем в Нагойе и сядем в шинкансен до Киото. Он идёт всего 37 минут. Примерно так мы и поступили. На всякий пожарный, делюсь следующими наблюдениями – сушарен а-ля "вселенская суша" и тому подобных в японских городах пока мы видим меньше, чем в Москве! То есть отношения местная пища к тому, чем нас кормят особенно не имеет. У них нормальные блюда, много супчиков разнообразных, мясо с рисом итд итп. При этом стоимость всего этого начинается от 1200 йен на двоих и до 4000 за вполне себе "обожраться". Карточки берут мало где. Например, не стоит соваться с ними в 7eleven. Эта сеть вообще разочаровала. То они не берут карточки при оплате покупки меньше 10(!) тысяч йен, то у них не срабатывает. Ну их, нафиг. В Японии хватает и других сетей круглосуточных (да, тут с этим проблем нет). Например, FamilyMart или Wilson. Везде стоят печки, чтобы можно было разогреть набор еды или супчик. Кстати, о наборах еды – везде продаются небольшие суши-сеты, рисовые треугольнички с неизвестной (на упаковке не нарисовано и понять из японского текста содержимое) начинкой и разные лапшички. Всё вполне съедобно, да и, учитывая наши вечные проблемы со временем, очень удобно.

Вообще, карточки тут не слишком приняты. Например, большинство банкоматов работает только с японскими картами. Чтобы снять денежку с нашей карты пришлось побегать. Хорошо хоть тогда нам это было по пути и мы, заодно, нашли нужную ЖД станцию.

В общем, в Киото мы ночью опробовали наше приобретение – телефон с GPS навигацией. Тупит, конечно, но удобно. Мы быстренько вышли на прямой маршрут и добрели до хостела. Две койки в десятиместном дорме оказались не так страшны, как казалось. На каждом этаже бесплатный wi-fi, постельное бельё, чистота и красота. На четвёртом этаже нашлось большое лобби с кучей компьютеров, кухней и бесплатным чаем и кофе. Так что мы спокойно посидели в Интернете, пообщались в скайпе с соотечественниками, путешествующими по Японии и отошли ко сну. Было решено следующей день посвятить одной из доброго десятка японских столиц – городу Нара.

День 3. 10 октября

Туда ходят обычные электрички-экспрессы. Главное выбрать правильную в расписании. Черным цветом обозначены те, что следуют со всеми остановками. Желтые (насколько я понял) – самые быстрые. Остальные – половинка на серединку. Нам повезло. Сели в скоростную. Увлекательно стоять в первом вагоне прямо за спиной машиниста. Стёкла тут не закрашены противной краской, как у нас в метро, а очень даже прозрачные. Приятно взглянуть на то, как поезд летит по узкоколейке.

Город Нара – очень простой и приятный в ориентировании. Идёшь прямо от вокзала и никуда не сворачиваешь. Результат? Ты у всех достопримечательностей! Первые из них – две пагоды. Во времена, когда Нара была столицей, на всей территории страны установился буддизм. Поэтому именно здесь самые крупные достопримечательности этой религии. Строились они примерно в 780-е годы и, конечно, горели, восстанавливались итд итп.

Однако больше всего туристы любят не храмы, а ручных оленей! Эти мелкие и не очень попрошайки тут везде. На всякие глупости не ведутся и вполне себе не голодают. Правда, до обезьяньей наглости им далеко. Так что еду, конечно, могут попытаться увести, но без насилия. Ира этих оленей обгладила, как могла. Дальше к горам идут музеи и храмы. Множество домиков для духов, судя по всему, душ оленей. Кстати, раньше за жизнь оленя можно было и своей лишиться, так как эти животные – подрабатывали курьерами у какого-то из богов. Проходя мимо ботанического сада, мы наткнулись на длиннющую очередь. Куда бы это? Мы, конечно, вставать в неё не стали. Оказалось, что с 8 по 10 октября проходит ежегодный первоманс по отпиливанию рогов. Праздник, прямо таки. Вся толпа проходит вдоль загона и смотрит кто просто на оленей, кто на загонщиков, которые их вылавливают, кто на чуваков с лобзиком, которые рога спиливают. Кому как повезёт. Но всё это шоу за деньги. Плюс можно еще доплатить и сделать фотографию в костюме пильщика с рогами в руках. Нам эту нацию точно не понять. В горах удивительный воздух и множество пустых храмов. Можно позвонить в погремушку, похлопать и поклониться. Но всё это только для тех, кто понимает.

Мы же отправились обратно и случайно оказались в каком-то знатном парке (проход через большой выставочный холл). Пруд, водопады, деревья. Замечательное место для отдыха и релаксации. Еще дальше – деревянное здание с рогами. Внутри хранится самая большая статуя Будды (или второе место – не помню). На территорию пускают по билетикам. 500 йен. Самая большая фишка для местных – пролезть через дыру в одной из колонн. Так ты бронируешь себе место в раю. Моментально и даром. Теперь- то понятно, почему у них все тут такие тощенькие. Толстым придётся тратить денежку на райское местечко, а тут оп и готово.

Вообще, каждый раз поражаешься, сколько у них сохранилось старинных деревянных зданий. Понятно, что они много раз горели, их постоянно восстанавливают, но какие деревья для этого нужно рубить. Про какие-то невероятные статуи (высотой метров в 5-6) я и вовсе молчу. Больше таких мне нигде не встречалось. Ну, либо, жалкие пообломанные подобия в человеческий рост.

Прогулялись еще по паркам и пагодам и отправились обратно в Киото. Тут мы уже ориентировались без всяких GPS. На дворе темнота. Не ходи за ворота. Но нам оно надо – забрали свои вещи из хостела и пошли пешочком до отеля. Пришли. Блин! Оказывается, это не наша гостиница. Разница всего в двух буквах последнего слова, но уже не наша. Потому тащимся еще 15 минут до нужной. По уровню – идентично. Компактный номер, обязательный чайник, несколько пакетиков, халат и тапочки. Последние два предмета можно использовать не только в номере, чтобы ходить друг у друга по головам (преувеличиваю, конечно), но и дабы сходить в общую ванную.

Это такой аналог горячего источника. Не знаю уж, что они добавляют в воду или нет (пить не хотелось), но выглядит это как квадратное джакузи четыре на два метра, где бурлит вода градусов 40-43. Помещения отдельно для ледей и джентельменов с камерами хранения. Заходить только голышом! Для эстетического наслаждения за стеклом организован небольшой садик, которым можно любоваться. В общем, после долгого дня могу двумя руками и особенно ногами рекомендовать подобную водную процедуру. Главное, вовремя остановиться, чтобы не перепариться. Японцы всё делают так – небольшое полотенце мочат, им же натираются и, помыв, кладут на голову. Так и сидят в ванной.

День 4. 11 октября

В скайпе еще раз списались с ребятами и запланировали в 9 утра состыковаться в онлайн. Ни в 9, ни в 10 они так и не появились. Мы, в конце-концов забили и пошли гулять по тысячелетней столице Японии. Сложновато было выбрать нужные парки, но мы взяли "по максимуму". То есть главный сад камней и золотую пагоду. Они, как ни странно, далеко не в центре. Потому мы прогулялись по городу, попытались войти в пару парков, но не смогли расплатиться картой и потому отправились искать банкомат. Первые три или четыре обслуживать нас отказались. Как я понял, почти во всех супермаркетах стоят аппараты, которые берут только японские карты. О чем честно и предупреждают. Зато в этих поисках мы наткнулись на станцию JR. Там стоял понтовый банкомат, где мы вышли в кэш, да и вообще она нам подходила подобраться поближе к пункту назначения.

После мы прошли через большой квартал храмов. Часть открыта, другая закрыта, в третью можно пройти, но выгоняют, некоторые за деньги. В общем, интересная лотерея и в нескольких местах нам понравилось. Вообще, они замечательно организуют пространство. Не представляю себе сколько на это нужно времени и сил, но японский садик – действительно нечто удивительное. Для меня, по крайней мере.

Вломились в храм Zen (но были изгнаны), прогулялись по большому храму (заставили разуться, но не попросили денег) и просто налюбовались непонятно чем. Например, обнаружили что-то вроде детского сада.

После этого еще вверх – к знаменитому саду камней. Он там, кстати, не один. Плюсом идёт пруд с несколькими островами, ландшафтный парк и чайные комнаты для медитации. Интересно, что билетики продают снизу, а проверяют уже на самом верху. И второй раз по оборванным бумажкам уже не пускают (мы пробились). Сам сад камней – гравийное поле 25 на 20 (вроде) метров, который ровненько причесан и утыкан валунами. Было бы время – повтыкали. Но, собственно, так можно втыкать и просто в поле. Главное, что тут есть некие сложные объекты, в которых можно искать вдохновение формы и содержания. То есть можно смотреть на камень, который виден лишь на пару сантиметров и представлять себе подводную лодку или лягушку на поверхности воды или наслаждаться видом на валун со сложной поверхностью. Действительно забавная вещь, но под настроение.

Отсюда до золотой пагоды минут 15 пешком, так что мы спокойно прогулялись. Вдруг и погода наладилась. Выглянуло солнышко и осветило золотую поверхность здания. Закатные лучи были особенно хороши. Множество мелких островов и тёмная поверхность воды отражали в себе всё что и как надо. Мешались только толстенные карпы и прочие рыбины, которые ждали своих "заслуженных" булочек от туристов.

Выйдя из сада, мы решили попытаться добраться до центра. Как – было непонятно. Поэтому пошли обратно, потому что я видел, что где-то мимо проезжал автобус JR. И угадал! Мы подошли на остановку ровно к его приезду. Следующего бы ждали полчаса. Потому спокойно погрузились до центральной станции. В плане было посетить квартал красных фонарей и гейш. Идти, правда, до него далековато, но это не номер. Потому как солнце уже село и разницы, если честно, никакой.

Собственно про гейш надо писать отдельную главу, но это к Ире, которая прочитала про них. Говорит, что гейша от проститутки отличается тем, что не обязана спать с клиентом, а делает это только если сама захочет. Кроме того, у неё может быть один покровитель, который её содержит. А вот проституткам выбирать не приходится. И самая низшая их каста – те, что спят с... сумоистами! Три заколки в голову и к сумоистам.

Гейши по улицам особенно не бегают, так что мы их и не увидели. Сидят себе в своих комнатах и, если свободны, то держат включенными красные фонари.

Прогулялись еще в один храм (их тут что-то очень много) и пошли в сторону ужина. После долгих мук выбора (ну не было ни одной сушарни на пути!)зашли в ресторан, специализирующийся на угрях. С видом на реку. Красота и лепота. Наелись.

В гостинице еще раз поплавали в ваннах (Ира говорит, у японок плоские попы! Видимо, оттого, что спят на твёрдых матах с детства) и попытались дождаться ребят. Исчезли и всё тут. Так что в Японии мы с ними, видимо, уже не пересечемся.

День 5. 12 октября

Утром вскочили и побежали на поезд до Химейджи. Самый большой и крутой донжон Японии вроде реставрируется, но я надеялся увидеть хоть его часть. Фиг. Для начала мы не успели на поезд. Потому посидели на ступенях самого большого деревянного сооружения в мире (сколько их тут, блин) и попробовали, что такое японский макдак. Япмакзавтрак, блин! ;) Сосиска с горчицей и кофе.

После сели в прямой шинкансен и были таковы. За час долетели до Himeji. Тут у нас было 2 часа на всё про всё. Замок, к сожалению, оказался весь в лесах, да и внутрь пустили только прогуляться по почти пустым двум этажам. Экспонаты и те вывезли. Так что нам едва показали доспехи воинов и части черепицы. Повеселили нас японские детсадовцы, которые были первые, кто спросил откуда мы. Вообще, беляш тут никому особенно не интересен. Ну есть ты и ладно. Даже дети спросили нас – "вы америкосы?". Мы долго оправдывались, что нет и обменивались улыбками с учительницей. Детишки, кстати, смешные. Все в одинаковых нарядах. Только, например, шапочки у одной группы отличаются от другой. Желтые или зелёные. Чтобы не смешивались и не взбалтывались. ;)

Побродили по садам и взяли несколько магнитиков. Они тут, кстати, не слишком частое явление и стоят примерно по 150 рублей за штучку. Пока не забыл, напишу вот еще что – в магазинах чаще всего каждой вещи по одной штуке. Никаких тебе других размеров. Что есть – то и бери. Или не бери. Так мы обломались с шапками, например. Ну и одежда весьма недешева. Даже по московским меркам.

Еще одно удобство для путешественника – камеры хранения. Они бывают с ключом, а бывают с бумажным кодом. Стоят от 300 йен за маленькую (два наших рюкзака туда запихнуть не проблема), до 500 за большущую, куда может влезть рюкзачело литров на 50. Ими мы воспользовались в Химейдже, а потом и в Хиросиме. Так как гостиница была у меня забита в GPS только по координатам (покрытия карты в этом месте не было), то и искать её пришлось бы прилично по времени. Потому вещи в багаж и на электричку до парома на Мияджиму. Не понял, честно говоря, почему путеводитель нелестно отзывался о таком способе добраться туда, но мне показалось, что так всё очень даже просто. Довольно быстро и всё по JR Passу. Минут за 15 переправились на остров и дошли до знаменитой точки. Во время отлива под воротами можно спокойно прогуливаться и пытаться забросить на них монетку. Рядом ходят цапли и, конечно, школьники. Они тут вездесущи.

В океанариум мы не пошли, а просто походили по острову. Даже и не искупались, хотя вода оказалась более менее пристойной температуры. Прошли мимо храма, посмотрели, как люди убегают от прилива и ровненько успели на паром. Оттуда прибежали на поезд и добрались до Хиросимы. Далее – самое сложное. Добраться до отеля без карты. И нам это удалось. Просто по направлению. Тепло-холодно. Уже в отеле мы поняли, что несколько заплутали, но это была ошибка в 200-300 метров.

Гостиница опять оказалась на высоте. 19-й этаж. Вид Хиросимы. Всё реально круто. Но опять без завтраков. Ну и ладно. Зато рядом оказался корейский ресторан. Приятно, случайно.

День 6. 13 октября

Этот день у меня был запланирован как "может быть". Реально может быть поехать на закрытый почти 30 лет для посторонних остров Хашима или, как они его тут называют "остров – боевой корабль". Идея появилась случайно, когда я спросил у девушки, которая делала нам визы, можно ли сделать туда экскурсию. "Можно!". 12000 йен с человека. Такая цена мне показалась запредельной, но поиски оказались не слишком сложными. Поэтому вскоре я уже списался с паромной компанией и получил подтверждение бронирования для меня двух мест по 4300 йен с носа. Бронирование меня ни к чему не обязывало, но интерес то от этого не угас. Поэтому мы проснулись в 7.15 и выдвинулись в сторону Нагасаки. Ехать туда реально дофига. Шинкансен + экспресс = почти три часа в пути в одну сторону. Один только билет на эти поезда обошелся бы в кругленькие 26 тысяч с человека за туда-обратно. Но опять проездной. Мы, кажется, его уже два раза окупили.

За время в пути я, наконец, разобрался с правильным потреблением треугольничков. Всё оказалось гораздо проще и продуманней. Нужно просто читать инструкцию. Плюс мы нарушили все возможные правила. Система показала нам удобную и более длинную стыковку в одной точке, а кассир дал билеты со стыковкой короче, по которой мы дольше едем на медленном поезде, а не на Shinkansene. Я просто не вышел на нужной станции и сделал так, как захотелось мне. В принципе, с проездным это не большая проблема. Он позволяет ехать на non-reserved местах в любом поезде и нас ни разу реально не отправляли за билетами. И, кстати, свободных мест тоже всегда было предостаточно.

Короткая прогулка по Нагасаки (самый европейский город страны) и вот мы на пирсе. Очень повеселил парковщик, которого мы спросили, как пройти. Он отложил свой красный светящийся жезл (у всех гаишников такие весёлые штуки) и начал рисовать... прямую, изгиб и два кружочка. В маленьком мы находились, большой – куда нам нужно. Непонятно зачем он это рисовал. Показать прямо и налево было бы в 10 раз проще. Но приятно!

В паромной компании у нас ничего не спросили и продали два билета. Карточки они не берут, так что мы снова остались почти без наличности. Пока ждали корабль, смотрели на брошюрки. Очень интересно. Остров, оказывается, изначально был в три раза меньше. С 1890 года его достраивали и увеличивали. Первая шахта на этом клочке суши 300 на 150 метров уходила вниз метров на 600 и угольная шахта находилась прямо под морским дном. Вторая – еще глубже и дальше – нижний уровень на 1050 метров. Максимум на острове жило 5300 человек (это в 9 раз больше чем на той же площади в Токио в то время), для которых был кинотеатр, пивнушка, большая школа (семь или восемь этажей), бассейн 25-метровый (использовали всего два года), больница и даже храм на вершине горы. Именно на Хашиме был возведён первый бетонный дом семиэтажка в 1915 году. Он до сих пор не развалился. Кроме того, именно здесь впервые начали разбивать на крышах сады. Так как деревьев на острове не было – выращивали цветы и фрукты на крышах двух домов. Сначала у них был генератор и опреснённая вода, но потом с соседнего острова протянули кабель и именно на Хашиме была самая высокая обеспеченность электроприборами во всей префектуре (впрочем, при такой скученности я и не удивлён. Там же не было сельских жителей). В домах не было ванных комнат. Только общественные бани. Единственное здание с персональными душевыми построили в 50-е для руководителей шахты (сейчас у него почти провалилась внутрь крыша), остальные мылись вылезая из забоя или в общей бане. Шахта, принадлежащая Мицубиси, была закрыта за нерентабельностью 30 января 1973 года. Уже 15-го апреля остров стал необитаем.

Сначала правительство объявило его запретной зоной, так как, уезжая, большинство бросило свои вещи и была опасность мародёрства. А через несколько лет в безумном морском климате начали разваливаться дома (раньше жители Хашимы, говорят, любили смотреть на тайфуны из своих окон) и посещать остров стало небезопасно. Примерно в это время, видимо, и сделано большинство фотографий сталкеров, которые туда пробирались. Говорят, за это без суда и следствия высылали из страны, но таких фактов я не знаю.

На сим экскурс заканчиваю. Мы отплыли вместе с группой туристов и школьников. Ну, куда без них? Беляшами были мы единственными. До острова плыть примерно минут 40. Всё это время громко рассказывают про то, что было на острове и мимо чего мы сейчас проплываем. (мои предположения. Японского-то так и не выучил. Оригото и конитива – наши пароли по любому поводу). Команда нашей барки была приодета в белые каски. Очень хотелось одну стрельнуть, так как мы даже с чуваком даже посмеялись, когда я долбанулся об потолок головой. Низкие они тут!

Подплываешь к острову со стороны причала разгрузки угля. Именно там находились сами шахты, которые сейчас полностью провалились и развалились. Сохранилось не так уж и много. Для прогулки дают гидов, которые рассказывают и показывают об острове. Английского не предусмотрено. Всего проходишь через три точки. У входа на остров. Место для хранения угля и прочее, у управления шахты и входом в одну из них и напротив жилых зданий. Местность расчищена, чтобы было хоть что-то видно, но большая часть бардака осталась. Над островом скворешником висит то, что было храмом (сохранилась маленькая будочка). Дома выглядят крепкими, но заметно. Что где-то уже провалились перекрытия и крыши, а от деревянных и вовсе ничего не осталось. После прогулки, кораблик делает круг вокруг острова, показывая самые выигрышные ракурсы, откуда он действительно смотрится боевым кораблём. Нам опять повезло и пока мы шли вдоль острова вышло солнце, подсветив всё вокруг.

Обратно всё идентично. На выходе дают сертификат "покорителю Хашимы". Кстати, гид, который что-то мог сказать по-английски, удивил, что сам за пределами зоны для туристов не был. "Вот мой друг там был. Да! Но это очень опасно..." Долго удивлялись, что мы тут делаем. Туристы из России... "Ооооо!"

Кстати, есть еще один подход к острову. Со стороны жилых домов. Но туда может подойти только маленькая лодка. Предупреждающие знаки имеются. Основной вход заделан новыми блоками и дверью на замках, он пробраться внутрь, думаю – не проблема.

Мы еще часика полтора погуляли по городу, магазинам, получили христианские (в Нагасаки и вокруг много католических соборов) брошюры от японского мальчика (его мама оказалась русской и он даже промолвил несколько слов). Можно даже сказать это первый русскоязычный человек за нашу поездку. В магазине сфотографировал кадр с аватары "потерявшегося" саяногорца с надписью "Wanted. Dead or alive". В супермаркете наелись разной кимчи и прочей корейской пробной еды, но взяли несколько наборов суши и роллов, которые и стрескали в поезде.

Так и добрались снова до отеля. Так мы и не глянули на места взрывов атомных бомб и соответствующие мемориалы. Будет повод вернуться!

День 7. 14 октября

Очередной подъем в 7 утра. Теперь нам нужно добраться до горного городка в Мацумото. Это порядка четырёх часов езды на самых разных поездах. Кстати, хочу отметить, что Hyperdia, которой все пользуются в поездках по Японии, при большом количестве пересадок даёт далеко не самые удобные стыковки. То есть она выбирает комфортные, но непонятно – зачем ждать по полчаса на каждом из двух промежуточных вокзалов, когда можно подождать час (и сходить по магазинам) на одном из них, а второй просвистеть за 5 минут (опоздание даже на минуту для Шинкансена при нормальных погодных условиях практически исключено). Поэтому я рекомендую проверять самостоятельно возможности добраться до промежуточной точки и дальше. Могут появиться интересные варианты.

В общем, в этот раз мы опять зависли в Нагойе. Ире так полюбился один магазин, что мы собрали, кажется, половину ассортимента и уже галопом рванули на поезд до Мацумото. Не отложить поездку мы решили потому, что нас должны были встретить владельцы риокана (единственное наше Japanese style обиталище).

Тётушка нас и вправду встретила, правда, не слишком грамотно. Нам пришлось её ждать и даже позвонить. Но всё кончилось хорошо. Кстати, хочу отметить удобные сервисы от наших сотовых операторов. Платишь за первую минуту разговора безумные, конечно, 150 рублей, а потом еще девять минут трындишь даром. Главное, чтобы телефон 3G был...

До гостиницы оказалось ехать минут 15. Очень приятное место с кухней и достаточно большой комнатой. Я ожидал худшего. Не от отеля, а от сна на полу. Оказалось – отлично и замечательно высыпаешься. На это было уже вечером, а, для начала, мы под небольшим дождём поехали на велосипедах (гостиница давала их бесплатно) в центр города (10 минут покрутить педали) к одному из самых (ох уж эта любовь японцев к уникальности) известных донжонов (замков) страны. Осень в Мацумото только начала набирать обороты, но красота вокруг уже давала поедставление о том, зачем японцы носятся по всей стране. Листва раскраснелась, а горы прикрывали сверху нахмуренные на весь мир тучки.

Мрачноватый замок от такого только выигрывал. Он нависает над небольшим прудом с непременными огромными рыбинами, молчаливо высказывающими своё неудовольствие отсутствием должной булки в руках гостя.

Темнота в Японии наступает достаточно быстро, поэтому пока мы искали где бы снять еще денег, на улицах зажгли свет. Оказывается, отделения банков нам в этом не помогут. Наличность в Японии проще всего получить на почте! Именно там стоят банкоматы, обслуживающие иностранные кредитные и дебетовые карты.

С новой пачкой из двух купюр мы отправились на ужин. Заглянули в простенькое заведение. Тут при входе стоит автомат, куда ты запихиваешь деньги, выбираешь блюдо и отдаёшь чек официанту. Тот тебе приносит еду. Всё. Чаевые в Японии не положены, поэтому даже и говорить ничего не нужно.

Включив в велосипеде фонари – двинулись обратно. Обидно только, что ехать всё время в гору, так что под конец с набитым животом мы уже немножко выдохлись.

День 8. 15 октября

Планировалось, что весь день мы можем ничего не делать, но, конечно, так не получилось. Утром мы выпили кофе в хозяйском доме, отведали разных странных (других тут, кажется, не бывает) сладостей и приобрели билеты в замок. Хозяйка риокана отдавала их за 300 йен вместо 600 официальных. Жаль, что погода так и не улучшилась, хотя и была лучше обещанного постоянного дождя.

В замке оказалось какое-то столпотворение. Первый раз мы попали так, чтобы реально были толпы японцев. Они выстраивались в очереди, чтобы взобраться на верхний этаж замка и, честно говоря, это было не лучшее время. Да, они очень организованны, но... Ну их. Потому мы пошли дальше гулять по городу. Ведь замок изнутри оказался достаточно унылым и пустынным зрелищем. Интересным мне показался этаж с окнами во все стороны, которые закрывались наподобие сдвижной двери, только а-ля две расчески. Здесь проводили совещания при осаде – ведь сверху было видно, что происходит со всех сторон. Плюс "светлица князя" на последнем этаже. Единственный вопрос – как они там грелись зимой. Печек я не заметил, а температуры падают до -11 зимой...

Заглянули мы в министерство туризма, на восстановленную старинную улочку и в ресторан на бизнес-ланч. Отличная кормёжка.

Хозяйка гостиницы поделилась с нами названием и назначением знаменитых ninja shoes… Это такие ботинки с отдельным большим пальцем. Оказывается, их используют какие-то садовники и уборщики. Стоят подобные ботинки около 1000 рублей и продаются в так называемых general stores. Это типа леруа мерлен. Креативные дизайнеры решили, что это прикольная фишка и стали выпускать достаточно дорогие аналоги. Мы таких не нашли.

Поэтому отправились искать онсен. Это такой аналог нашей бани. Только в Японии греются водой. То есть главный элемент – большое минеральное джакузи температурой градусов 40-42. Внутри тебе и струи, и пузырики. Онсены делают открытые и закрытые. Мы встречали только раздельные. То есть комната мужская и женская. В Мацумото мы пошли в снсен с ваннами под открытым небом и в помещении. Вход – 800 йен с человека. В помещении была сауна, приличных размеров кумель с ледяной водой, душевая и, конечно, купель с горячей минералкой (сероводородом или чем-либо еще не пахнет). Еще одна, но менее горячая – на улице в окружении небольшого садика.

Попроще купалка на улице – там только душ и обложенная камнями ванна с водой. Зимой, когда на тебя падает снежок, думаю, это вообще замечательное времяпрепровождение. Такое любят исландцы. Интересно, а на камчатке есть что-то подобное?

После ванной уже не особенно хотелось крутить педали, но альтернатив у нас не было. Потому пришлось ехать домой. Взяли бутылочку местного вина по нормальной цене (рублей 200), так как обычно тут всё стоит под 1000 йен, что несколько не гуманно. Пиво за 0.5 обходится в 130 (минимум) и до 500 за банку. В ресторанах, понятно дело, еще немного (на 50-100 йен) дороже.

Я договорился с хозяйкой по поводу того, чтобы нас утром отвезли на поезд в Нару и сходил в супермаркет. Разрыв мозга. Я реально не знаю, что там можно купить. 90% продуктов мне совершенно непонятны. Пиво, соки воды – ОК. Остальное – полный звездец на палочке.

Купил сладостей, но особенной определённости об их составе и содержимом так и не получил. Разве что с баночкой саке раздавил какой-то набор морефабрикатов.

День 9. 16 октября

Утром мы приехали к поезду в последний момент (по японским меркам, конечно). То есть за 15 минут до отправления. Взяли билеты и расслабились. Кстати, хотел отметить смешную традицию этого риокана – пишут на доске перед входом имена всех постояльцев. Нас даже сфотографировали на фоне.

Дальше нужно было ехать с тремя пересадками. Мать-мать-мать... Но с их комфортом это не проблема. Просто переходишь между поездами и всё. Самое тяжелое – багаж, благо у нас его было не так уж и много.

От станции Никко до отеля GPS показал почти 4 километра, но как-то странно. Большущим крюком. Поэтому я рискнул идти напрямик. И не прогадал. Срезали очень конкретно. Отель-хостел с милым и хорошо говорящим по-английски хозяином был пустоват. То есть гостей человек 10. Причем часть из них живёт бесплатно. В Японии есть такая интересная штука – можно заселиться в хостел и жить бесплатно. Правда, для этого придётся работать, но такая возможность привлекает достаточно многих. В этом месте работало сразу двое. Мальчик вечером был официантом, а девушка – на ресепшен. Мне кажется, это удобно. Потому как найти англоязычного человека тут достаточно сложно, да и платить нужно много, а тут...

В общем, мы опять попали на фестиваль. Парад 1000 воинов. Столько мы, конечно, не увидели, но десяток на мосту встретили. Еще мы как-то ловко зашли на территорию главного храмового комплекса Нары. К халяве никто не стремился, но мы просто поднялись по лестнице и оказались за всеми кардонами... Чудакам везёт, как говорится. После осмотра всех достопримечательностей, мы решили вернуться в отель. Путеводитель обещал какую-то подсветку всего, но в это не верилось. И офис, и отельер это подтвердили. Ничего ночью не будет. А жаль! Поэтому мы отправились в близлежащий муниципальный онсен. Он такой маленький, но миленький. С подробным указанием проб воды и двумя купальнями. После такого гул в ногах немножко стих и мы отправились спать.

Только Ира идти в женский дорм не захотела. Там было несколько девушек. Зато у меня в мужском – вообще никого. Так что мы получили вполне себе приват комнату.

Вспомнилась даже Норвегия...

День 10. 17 октября

Утром мы встали не так уж и рано, чтобы спокойно доехать до станции на обещанной машине. Завтрак/Интернет и уговоры хозяина отеля остаться на парад воителей или сгонять на озёра, чтобы посмотреть на красные листья. Мы выбрали мой маршрут – посмотреть на Фудзи. Ползи-ползи по склону... Только не прямо у горы, а в местности Хакуба. Там существует интересный круговой маршрут. По горам, через озеро, на корабле, фуникулёре, автобусе, поезде и паре подъемников. JR там не действует. Двухдневный пасс на это дело стоит 4000 йен. Пользоваться можно всем и без ограничений. Не слишком удобно. Лучше бы однодневный за 2000...

На пересадке в Токио, чудом сдали вещи в багаж. Здесь камер хранения много, но хронически не хватает. Я случайно заметил человека с карточкой suico (в Японии есть две удобные системы бесконтактной оплаты почти всего) и быстро занял ячейку, откуда он достал рюкзак. Не факт, что так получится у каждого. Поэтому рекомендую на камеры в хранения Токио рассчитывать с большим скепсисом. Теперь на Шинкансен до нужного места. Вспомню – допишу точно какого.

В общем, мы смогли договориться с продавцами, купили пассы и поехали на автобусе в горы (против течения, как говорится). Водитель был японским раллистом. Потому повороты проходит, словно асс. Меня даже немного укачало. С него мы отправились на корабль, переполненный школьницами. Ох уж эти школьницы!

Они заслуживают отдельной главы про девочек и местную педофилическую культуру. Реально девицы, в большинстве своём не самые красивые или даже милые, но культ нимфеточки в белых трусиках и минибикини цветёт пышнее сакуры. Сложно найти обложку журнала без такой девицы. Про мультфильмы я и вовсе молчу. Конечно, такой открытой истории как в каком-нибудь Вьетнаме или Лаосе с Тайландом тут не увидишь, но, думаю, всё это есть. Только для внутренних туристов, а не для глаз заезжего беляшика.

Набитый кокетничающими и хихикающими девицами корабль курсировал по озеру туда и обратно. На берегу их ждал автобус. Однако главного (вида Фудзи) с корабля мы так и не получили. Облака, которые неслись прямо на глазах, заслонили знаменитую гору. Еще одна проблема – пронизывающий ветер из-за которого не хотелось выходить на палубу. Ну и, напоследок, после прибытия корабля всё стадо японцев переместилось в очередь на канатку. Запихивались в полные кабинки и улетали, как сельди на экспорт из Голландии (или шпроты из Латвии %).

Потому мы пошли искать обед. Но так ничего приемлемого и не нашли. Кроме автомата по продаже разогретой пищи... Зато очередь рассосалась и мы сели в кабинку в гордом одиночестве. Разбег, отрыв и вот постепенно из-за облаков показывается Фудзияма. Знаменитая гора не смогла прихвастнуть белой снежной шапкой, но в суровых облаках была грозна, как никогда. Вторая промежуточная станция с парковкой и маленькой долиной гейзеров дарит неплохие виды. Можно прогуляться по маршруту, посмотреть на разноцветные серные скалы и Фудзи. Впрочем, именно сюда японцы приезжают за другим. "Черные яйца судьбы"... Тут даже статуйка Hello Kitty вылупляется из черного яйца. Фишки особенной в этом нет. Просто в источнике, куда кладут яйца, скорлупа окрашивается черным. Зато я прочитал на просторах сети, что подобные яйца прибавляют по 7 лет жизни. Каждое. Пять штук 500 йен = 35 лет. Прибавим еще почти халявное (500 йен) бронирование места в ряю (см. день 3. 10 октября) и можно вообще не напрягаться и не думать о здоровье.

Мы яйцам предпочли прогулку по закрытому для посещения парку. Хочется отметить, что подъемники, как и кораблики, перестают работать примерно в 17.15. Так что вечерних променадов лучше не планировать. Вниз к городку Gora мы спустились уже в темноте. Онсенами пожертвовали и поехали в Токио. Одно не давало мне покоя – бессмысленно потраченные деньги на прездной. То есть мы его, конечно, окупили и даже с прибылью, но как-то неправильно это – выбрасывать еще целые сутки...

Потому на станции перед пересадкой на JR я попытался быть фарцовщиком. Нифига не лёгкая работа! Японцы вообще не понимали, что я хочу и пара девиц даже вызвала охранника станции, чтобы он мне помог разобраться с моим проездным. Зато единственный беляш, которого я отловил, врубился за 2 секунды. Я ему выдал проездной и отобрал 1000 йен. Интересно, что мы с Ирой разошлись во мнениях. Мне лично проще подойти к любому человеку в другой стране. А ей – в России. Еще в одном мы разошлись чуть позже. Пока я тщетно пытался запарить второй проездной, Ира сказала, что гипотетические 500 рублей не перевешивают как минимум полчаса зависания на станции. Так мы поехали в Токио.

Тут, собственно, я столкнулся с самыми большими проблемами в ориентировании. Во-первых, нужная мне ветка электричек была на самом дальнем углу терминала. Во-вторых, совершенно непонятно было до какой станции ехать. Сперва мы всё проехали. Потом поприставали ко всем и таки нашли куда нам нужно. GPS и точные координаты – рулят. Потому, выйдя, мы быстро прошкандыбали нужные 1.5 км до капсульного отеля.

Японская экзотика в действии превзошла самые смелые ожидания Иры. Два ряда узеньких капсул. Вещи в ячейке на первом этаже. Кабель, будильник и телевизор с радио прямо в капсуле. Только вот все разговоры об отелях оказались уже не совсем правдой. Спросом такие гостиницы не очень пользуются. На нашем этаже спало от силы 5 человек! Вообще, отель действует так. Два этажа капсул, два этажа нормальных номеров и этаж с джакузи и сауной (только для мужчин). Это я говорю про отель Kiba. Думаю, кто будет искать, поймет о каком я. Снизу бар с лобби и милыми работниками. У меня у ноута вдруг отказал драйвер сетевухи и я не догадался его переставить, так нам бесплатно выдали свой, за что им огромное спасибо.

Кстати, сон в капсуле был отличный! Вдвоём тесновато, правда, и совершенно не представляю себе, как всё это выглядело, когда все номера отеля заняты. Фильм "Пятый элемент" пересмотреть чтоль...

День 11. 18 октября

Последний полноценный день в Японии мы посвятили шоппингу. Ну не хотелось мне никаких дворцов или телебашен. Мы на останкинскую то ни разу не забрались, а токийская чем лучше? Потому просто гуляли и набивали пакеты...

В Токио случился очередной фестиваль, так что на улицах нещадно барабанили какие-то повозки. Я же решил купить себе ботинки jukatabi. Мои кеды за поездку пришли в совершенную негодность и потому я выспросил у мальчика в одном из магазинов, где мне взять эти секретные шузы. Он направил в Tokyo Hands. Это неподалёку от станции Инкебуру. Мы реально их там нашли. На четвёртом этаже. Стоят 1800 йен. Но удивлению продавщиц предела не было. Зачем они нам?

Пригодятся!

Поужинали в выбранном наугад ресторане. 11 этажей. Жми на любой. Мы попали в молодёжный кабак.

По пути в наш отель Nihonmbashi – видели техничных японских бомжей. Они себе в переходе строят домики из коробок. Грамотные такие.

Я еще прошвырнулся по магазинам и таки спать.

День 12. 19 октября

В семь утра мы уже на ногах. Идём по круглосуточным магазинам и пакуем вещи. Самолёт в 12 дня, но электрички почему-то не ходят до Нариты в 9.30 утра... Только в 9 или 10. Единственная икеевская сумка-карман (жаль, что мы не взяли еще и синюю, чтобы разорвать мозг всем проводникам аэрофлота) забита под завязку. Тащить её – та еще радость. Но деваться то некуда.

Поэтому мы до первого терминала Нариты. Кстати, рейс Аэрофлота обозначен очень интересно. В Париж! И объявляется соответственно. Самолёт Аэрофлота номер 547 до Парижа через Москву. Просим пройти на посадку.

Нам дали проходки в безразмерный бизнес лондж скайтима, где мы выпили кофе и пришли в себя. Оттуда прямо в самолёт, где я теперь и пишу этот текст. Лететь осталось еще шесть часов... Половина мониторов замечательного А330-200 не работает и никакими силами не перезагружается, а в остальном, прекрасная маркиза, мы всё летим, мы всё летим.

ДА!

Кстати, на меня очень странно смотрели все работники аэропорта. Впрочем, высказала своё удивление только русскоязычная китаянка. "Почему на вас эти ботинки???". Что тут сказать. Мы разорвали этот шаблон...

Кстати, за всё время путешествия мы не встретили ни одного русского или русскоязычного человека. Если не считать "здравствуйте" от проповедника в Нагасаки.

Ну и небольшие дополнения информационные. Пока еще помню.

Почти все рестораны выставляют на улицах муляжи блюд и даже напитков. То есть может стоять даже кофе. Про угря или суп – молчу. Думаю, бизнес муляжиста-гастронома тут весьма прибылен.

В городах очень мало мест для парковки и почти все они платные. Причем, большинство из них принадлежит частникам. Они ставят паркоматы и специальные барьеры. Они поднимаются под днищем машины, когда она заехала. Выехать с такими уже нереально.

В Японии очень любят квадратные машины. "Кубикам" тут уже куча лет, но на модные дизайны их особенно менять не спешат. BMW и Мерседесы тут достаточно редки. Но если уж едет по дороге, то наверняка навороченная тачка. Много Land Roverов, мини. Есть, кстати, и леворульные машины. Жигулей не видел. Зато встретил парочку чумовых жуков, несколько старых гольфов и чего-то еще.

Все схемы в поездах, объявления и даже табло дублируют информацию на английском языке. В любом случае, к остановке лучше готовиться заранее. Ибо они тут еще короче, чем у нас в электричках.

Длительных переездов на поездах можно не бояться. Внутри тихо и в удобных креслах можно даже поспать.

Кстати, очень много где запрещено пользоваться телефонами. Да и сами люди не трещат по мобильникам как у нас. Совершенно нормальная картина, когда на станции поезда ждут человек 20-30, но ни один из них не говорит по телефону. Максимум – пишут смс или играют.

Стоимость одежды в магазинах понять сложно. То 40 тысяч йен, то 4. Но, конечно, не в одном и том же магазине. Просто качество при этом примерно одинаковое. Цены на марки, которые представлены у нас (UNIQLO, например) такие же как и в Москве.

Ресторан суши – далеко не на каждом углу. Основные блюда – супы и мясо с лапшой или рисом.


Профиль WWW ICQ
СообщениеДобавлено: 25 окт, 2011, 22:51
Аватара пользователяРот не закрываетсяСообщения: 1785Откуда: МоскваЗарегистрирован: 8 апр, 2004
Фотки пока не могу повесить. У меня их больше 5000, так что на файлообменники этот гиг с лишним не лезет. А самому отобрать пока нет сил и времени...


Профиль WWW ICQ

Показать сообщения за:  Поле сортировки:

Часовой пояс: UTC + 3 часа
Страница 1 из 1
Сообщений: 2
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Найти:
Начать новую тему  Ответить на тему
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения
cron